"Новый на кобыле едет к миру Спас"

on вторник, 1 января 2013 г.
Что-то типа эпиграфа
Мы череcчур увеличили дозу,
Вспомнили все, что хотели забыть
Или на рельсы легли слишком поздно
Бог устал нас любить
Александр Васильев
Даже после несостоявшегося "Конца света" я стану сегодня говорить о пророчествах. В подборке, представленной в этом цикле статей, Вы ознакомитесь с материалами, о которых, наверняка, даже понятия не имели.
Речь пойдет о пророчествах, в отличие, от раскручиваемых в СМИ вариациях "судного дня", не афишируемых...

***
Предметом рассмотрения станут образы Откровения в Русской поэзии. В конце XIX века, с развитием народного образования апокалиптический текст Иоанна Богослова стал доступен массовому читателю. Это произведение, несомненно, дало мощный импульс духовным исканиям. И одним из следствий стало появление культурного тренда, который можно обозвать "поэзией Откровения". Завершая вступительный дискурс, замечу что главной темой этого направления стал рассказ о Человеке, который должен прийти...



Из-под пера Дмитрия Сергеевича Мережковского (1866-1941) , яркого представителя поэзии Серебряного века вышло несколько стихотворений, цитаты из коих уместно привести в этом обзоре.
Поэт ждет появления пророка на востоке, ровно там же, где Иоанн видит восходящего Агнца:
Устремляя наши очи
На бледнеющий восток,
Дети скорби, дети ночи,
Ждем, придет ли наш пророк.
«Дети ночи», 1894
Спаситель, который должен прийти, наделяется характеристиками как буддийского, так и христианского Святых:
Что нам делать? Где - спаситель?
Как защитника найти?
Бодисатва-Утешитель!
Пробил час, - пора идти!
«Будда», 1886
 "Бодисаттва-Утешитель"... Как это понимать? Как вместить эту символику в прокрустово ложе догматов и до сих пор существующих религий? Мережковский уверен: речь идет о появлении другого духовного движения, лишь с высот которого и можно воспринять этот образ. Вслед за пушкинским "здравствуй племя, младое, незнакомое..." прозвучит и его приветствие новым и неведомым певцам:
Мы бесконечно одиноки,
Богов покинутых жрецы.
Грядите, новые пророки!
Грядите, вещие певцы,
Еще неведомые миру!
И отдадим мы нашу лиру
Тебе, божественный поэт...

Грядущей веры новый свет,
Тебе от гибнущих привет!
«MORITURI»
О грядущей вере есть замечательное стихотворение у Сергея Александровича Есенина. В "Инонии" имеются отсылки к Апокалипсису: "новый Cпас на кобыле" и "новый град на небе":
Радуйся, Сионе,
Проливай свой свет!
Новый в небосклоне
Вызрел Назарет.

Новый на кобыле
Едет к миру Спас.
Наша вера - в силе.
Наша правда - в нас!
«Инония», 1918
Чем ближе к нашему времени, тем большими деталями обрастал образ неведомого человека. В "Поэме начала" (1921) Николаем Гумилевым был дан портрет Героя:
А с востока из мглы белесой,
Где в лесу змеилась тропа,
Превышая вершину леса
Ярко-красной повязкой лба,
Пальм стройней и крепче платанов,
Неуклонней разлива рек,
В одеяньях серебротканных
Шел неведомый человек.
Шел один, спокойно и строго
Опуская глаза, как тот,
Кто давно знакомой дорогой
Много дней и ночей идет.
И казалось, земля бежала
Под его стопы, как вода,
Смоляною, доской лежала
На груди его борода.
Точно высечен из гранита,
Лик был светел, но взгляд тяжел,
— Жрец Лемурии, Морадита,
К золотому дракону шел.
Я уже разбирал общие места этого стихотворения с Откровением Иоанна Богослова. Напомню, речь шла о мантре АУМ, с чьей помощью предначертано одержать победу в битве с Драконом.

Что-то типа эпилога
Пахнет застарелой бедой
Солнцу не пробиться в глубину этих глаз
Теперь мне все равно,
Что спрятано под темной водой
Едва ли я вернусь сюда еще один раз.

Борис Гребенщиков
***
Здесь я остановлю свой экскурс. Следующая часть из цикла "Неведомое" будет о русских текстах, согласно которым... Спаситель уже здесь.

0 коммент.:

Отправить комментарий